поршневые компрессоры
image image image
image Меню image
image image image
image
image
image image image

image image image
image Правила эксплуатации image
image image image
image


Смазывание поршневых компрессоров,
масла и их взаимозаменяемость

Смазывание поршневых компрессоров

При эксплуатации поршневых компрессоров особое внимание обслуживающего персонала должно быть уделено смазыванию компрессоров, т.к. правильное смазывание, применение надлежащих сортов смазочных материалов, своевременная смена масел обеспечивают надежную, безаварийную работу компрессора. Все нарушения режима смазывания – применение некачественного масла или неправильное смазывание вызывают разложение масла, при котором легкие составные его испаряются и удаляются из компрессора вместе со сжатым воздухом, а остальные под действием кислорода воздуха окисляются и образуют нагар на поршнях и поршневых кольцах, вызывая их пригорание.

Общие требования к смазочным маслам для компрессоров следующие:

  • Создание устойчивой пленки масла на трущихся поверхностях для уменьшения износа втулок цилиндра, поршневых колец, подшипников и т.д.
  • Создание герметичности между поршневыми кольцами и втулкой цилиндра, а так же в ручьях поршневых колец для предотвращения утечки воздуха.
  • Обеспечение возможности регенерации после эксплуатации;
  • Хорошая подвижность масла в маслопроводах при нормальных эксплуатационных условиях;
  • Длительный срок хранения и службы в условиях эксплуатации.

Основными показателями качества смазочных масел являются вязкость, кислотность, содержанием водорастворимых кислот и щелочей, окисляемость, содержание воды и механических примесей, температура вспышки.

Вязкость масла определяет его смазочную способность; от вязкости зависит не только сохранность трущихся поверхностей и величина потерь на трении, но и производительность компрессора.

Окисляемость определяет способность масел вступать в реакцию с кислородом воздуха под влиянием высоких температур.

Содержание в масле воды и механических примесей недопустимо, так как вода ухудшает смазывающие свойства масел, вызывая окисление металлических поверхностей, а механические примеси способствуют износу трущихся деталей. Присутствие в масле воды и механических примесей способствует загрязнению маслопроводов циркуляционных систем, а так же нагарообразованию.

Температура вспышки масла в известной степени характеризует степень огнеопасности масла и его испаряемость, т.е. его фракционный состав (наличие низкокипящих компонентов). Наличие в масле легко испаряющихся частей резко ухудшает его смазывающую способность и вызывает нагарообразование. При рабочих температурах цилиндра испарение части масла приведет к уменьшению толщины смазывающего слоя и его сгущению, что увеличит трение.

Температура вспышки масла для компрессоров низкого давления не должна быть ниже 200?С. Как правило, масло для смазывания компрессоров должно соответствовать марке, указанной в инструкции завода изготовителя.

Масло считается непригодным для дальнейшей работы, если:

  • Вязкость его на 25% выше нормальной;
  • Кислотность (по КОН) более 1,5 мг;
  • Зольность более 0,06 процентов;
  • Механических примесей более 0,02 процента;
  • Наличие водорастворимых кислот и щелочей.

При наличии в масле 2,5 процента воды и более применять его не разрешается. Если в масле содержатся песок и абразивная пыль, то его нужно заменить.

Для соблюдения условий нормального смазывания компрессоров и сохранения масел в хорошем состоянии необходимо:

  • При эксплуатации и хранении масел следить за тем, чтобы не смешивались различные сорта масел;
  • Поступающее масло подвергать лабораторному анализу;
  • Своевременно производить замену масла в картере компрессора, не допускать загрязнения масла и потери им требуемых качеств;
  • Соблюдать нормы смазывания, установленные заводом изготовителем или во время испытания компрессоров;
  • Заливку масла в расходные баки и смазочные насосы производить только через фильтры;
  • Смазывание цилиндров компрессоров производить только свежим маслом, фильтрованные отработанные масла для этой цели не применять.

Системы смазывания компрессоров

В поршневых компрессорах применяются две разновидности циркуляционных систем смазывания: без смазочного насоса и с применением насоса. Циркуляционная система смазывания без смазочного насоса применяются только в поршневых, воздушных компрессорах малой производительности, которые не предназначены для длительной работы. Смазывание по такому принципу отличается простотой устройства, но не обеспечивает эффективного отвода теплоты от трущихся пар. В этих компрессорах подвод масла к трущимся парам механизма движения и цилиндрам осуществляется разбрызгиванием. При работе компрессора черпачок, прикрепленный к шатуну, или специальное кольцо, насаженное на вал, захватывают масло, в результате чего во внутренней полости картера образуются масляный туман и брызги, которые смазывают стенки цилиндров, поршневые пальцы, коренные и шатунные подшипники. При таком методе смазывания требуется строгий контроль, за уровнем масла в картере (раме) компрессора. В таких компрессорах масло не фильтруется и постепенно загрязняется, что влечет за собой преждевременный износ компрессора.

Масло из картера компрессора забирается смазочным насосом через сетчатый фильтр (заборник) и поступает по трубке к фильтру тонкой очистки, затем через крышку подшипника нагнетается к коленчатому валу, далее по каналам коленчатого вала к шатунным подшипникам. Вытекающее из подшипников масло разбрызгивается подвижными деталями и образует в картере масляный туман и брызги, которые смазывают зеркала цилиндров, поршневые кольца и подшипники качения. Редукционный клапан, отрегулированный на давление 0,6 МПа, предназначен для снижения давления масла при пуске компрессора, когда непрогретое масло имеет большую вязкость. Это позволяет ограничить нагрузку на детали насоса и его привода. Предохранительный клапан отрегулирован на давление 0,3 МПа и предназначен для пропуска масла к точкам смазывания при сильном засорении фильтра или при пуске компрессора. Это предохраняет вкладыши шатуна от перегрева и от недостатка масла и, как следствие, от их разрушения. Давление масла контролируют по манометру.

У воздушных компрессоров типа ВП имеются две независимые системы смазывания – механизма движения и цилиндров.

Система смазывания механизма движения – циркуляционная от шестеренного насоса маслом индустриальным общего назначения И-50А или И-40А (ГОСТ 20799-75). Масло из нижней части станины через сетчатый фильтр грубой очистки забирается насосом и подается в фильтр тонкой очистки. Из фильтра масло подается на смазывание механизма движения. Часть масла по отверстиям в приводном валике и коленчатом валу направляется на смазывание шатунных вкладышей и по отверстиям в теле шатуна или по маслоотводным трубкам подводится к верхним головкам шатунов. Другая часть масла поступает на смазывание направляющих крейцкопфов. Коренные роликовые подшипники смазываются разбрызгиванием.

Для регулирования давления масла в системе служит перепускной клапан, установленный в корпусе масляного насоса. В компрессорах базы 2П давление масла регулируется путем изменения толщины набора сменных шайб.




image
image image image